11:09
Краудфандинг: готовы ли вы рискнуть?

У вас есть отличная идея для бизнеса, но недостаточно денег, чтобы воплотить ее в реальность? Вы можете осуществить свою мечту, привлекая деньги через краудфандинг. Что, не знаете, что это за зверь такой? Познакомьтесь: краудфандинг (от английского crowdfunding – «народное финансирование») – это когда вы просите людей пожертвовать вам деньги на осуществление вашего проекта, обычно через специальные сайты. Если вы соберете ту сумму, на которую рассчитывали, то проект считается успешно завершенным, и вы рассылаете своим благотворителям определенные сувениры – обычно тот продукт, на производство которого вы собираете деньги. Таким образом, люди как бы делают предзаказ вашего продукта. Если же вам не удается собрать определенную сумму, то деньги возвращаются инвесторам.

Например, если вы придумали очень удобный держатель для Айфона на руль велосипеда, вы можете собрать деньги на его производство и разослать первую партию своим акционерам. Таким образом, краудфандинг позволяет вам запустить свой проект хоть сегодня, и многие так и делают – пока глаза еще горят, а пыл и энтузиазм не остыли.

Сегодня в дефиците не инвестиции, а свежие идеи

А вот вам я посоветую не торопиться. Чтобы спланировать успешную кампанию по сбору средств на свой проект, вам понадобится не менее трех месяцев, а то и полгода. Если вы запустите проект в полуготовом состоянии, то можете внезапно оказаться под завалами срочной работы и забыть про сон, потому что иногда события развиваются чрезвычайно быстро, а вы должны быть готовы реагировать немедленно. Если реагировать вам нечем, то в результате ваш проект провалится, и вы не получите ни копейки, потеряв много времени, денег и сил.

Если вы все же решились подойти к делу серьезно, то подготовьте все нижеперечисленное ДО запуска проекта – поверьте, во время кампании вам и так будет чем заняться.

1. Создайте информационную базу

Люди не должны впервые узнать о вашем проекте в день его запуска – особенно состоятельные или влиятельные друзья или коллеги, которые могут вам помочь. Помните: краудфандинг – это, в основном, сбор средств через друзей и их друзей, ведь «сарафанное радио» никто не отменял. Начните говорить о своем проекте задолго до старта – так у людей будет время выяснить подробности, взвесить все «за» и «против» и принять решение об участии в вашей кампании с самого ее запуска. Большой рывок вперед на самом старте даст вам огромное преимущество – когда люди видят, что проект очень популярен с самого начала, они более склонны присоединиться к нему.

Успешный запуск проекта важен еще по двум причинам: во-первых, он заставляет людей чувствовать, что они поддерживают победителя, а во-вторых, алгоритм работы онлайн-сервиса, где вы запустили свой проект, выведет его в топы и на главную страницу, если он будет очень популярен. А это не что иное, как бесплатное продвижение (больше кликов – больше денег – больше акционеров).

2. Продавайте свою идею на словах

У вас должно быть столько же способов продать акционерам свою идею, сколько у вас акционеров. С появлением каждого нового акционера (в том числе потенциального), подбирайте к нему индивидуальный подход. Выясните мотивы их участия в вашем проекте – это может быть ориентация на прибыль, желание помочь старому другу и многое другое. Узнайте, что обычно финансирует ваш новый акционер – благотворительные проекты или искусство? Перед тем, как связываться с представителями вашей целевой аудитории, выясните их предпочтения и найдите нужный подход. Никогда не угадаешь, кто из ваших знакомых внезапно подкинет вам пару тысяч на реализацию вашей мечты.

Подготовьте описание своего проекта в двух словах (реально в двух словах – так, чтобы вы, например, могли рассказать о нем соседу, пока едете вместе в лифте), а также информационную подборку для прессы (пресс-релиз, постер и т.д.). Создайте веб-сайт, будьте готовы отвечать на вопросы и быть постоянно на связи – по телефону или в соцсетях. Делайте все возможное, чтобы превратить людей из потенциальных акционеров в реальных.

Крупные инвесторы, вероятно, будут не особо заинтересованы в предлагаемых вами подарках. Но такие акционеры обычно помогают собрать не больше половины денег на проект. А вот для остальных участников вам нужно придумать что-то очень заманчивое. Например, известная в своих кругах группа «Сансара», собирающая деньги на выпуск своего сборника лучших песен, помимо самого диска продает в качестве акций картины вокалиста, разговор с ним же «за жизнь» по скайпу, а также обещает приглашения на настоящее театрализованное представление в качестве премьеры альбома. Как видите, это выходит за рамки обычных сувениров с символикой музыкальной группы. То же самое можете сделать и вы – даже если вы продаете картофелечистки, никто не мешает вам рисовать мультфильмы о приключениях картошки в стране Кухонии. Если не получится с кухонными аксессуарами, то всегда есть возможность преуспеть в качестве мультипликатора или продюсера.

3. Начните с самого сложного

Производство, подготовка и упаковка подарков, на которые участники будут обменивать свои акции, – это ваша первоочередная задача. Не обязательно заниматься этим до запуска проекта, потому что чаще всего деньги и собираются именно на тот продукт, который вы будете потом рассылать акционерам. Однако вы должны быть готовы начать в тот же момент, как ваш проект успешно завершится. Для этого вам нужно спланировать бюджет, составить расписание работ, провести предварительные переговоры со студиями (если вы записываете свой новый альбом), типографией (если вы пишете книгу) или производственной площадкой.

Другими словами, вы должны быть на 100% уверены, что ваши обещания укладываются в сроки и бюджет. Будет очень неприятно, если вы успешно соберете необходимое количество денег, и вам не хватит их даже на рассылку своего продукта. К тому же, вам нужно подготовить какие-то сувениры для людей, которые пожертвуют незначительную сумму (до тысячи рублей), потому что таких акционеров будет большинство. Обычно люди готовы помочь вам суммой около 500 рублей, поэтому вам нужно предложить им что-то, что будет стоить дешевле пятисот рублей (включая расходы на упаковку и доставку).

Подготовка к запуску проекта также включает в себя разработку дизайна и маркетинговой стратегии – это может оказаться наиболее трудоемкой частью работы и потребовать посторонней помощи. Наймите профессионального дизайнера и начните разрабатывать логотип, цветовую гамму, объявления, вебсайт, футболки, наклейки и так далее. Всегда закладывайте хороший запас времени для исправления ошибок и внесения изменений. Вы же не хотите придумывать рекламные объявления уже после запуска проекта? Вам и так будет чем заняться в это время. Если у вас нет под рукой как минимум двух людей, готовых посвятить полный рабочий день этим делам, то у вас, скорее всего, останется время только на решение текущих проблем.

Например, объявления и баннеры должны быть придуманы заранее, чтобы вы могли придерживаться установленного графика их релиза – объявления о запуске проекта, объявления о мероприятиях в рамках проекта, объявления о расширении ассортимента подарков или увеличения числа акций, предупреждения о приближающемся завершении проекта, и так далее.

4. Создайте аккаунты в соцсетях

Краудфандинг – общественный зверек. Поэтому социальные сети станут для вас основным инструментом проведения маркетинговой кампании. Если у вас еще нет страницы в Facebook, Вконтакте и Твиттере, сию же минуту создайте их. После этого создайте отдельные страницы для своего бизнеса – не для кампании по краудфандингу, а для проекта, на который вы собираете деньги. Вашему зверьку неплохо бы также завести собственные аккаунты в Instagram и Tumblr. Даже если вы считаете, что это чересчур (особенно если вы из тех людей, кто не привык выкладывать каждое фото своего завтрака на всеобщее обозрение), воспринимайте это как маркетинговый инструмент, а не источник откровений. У разных социальных сетей разная аудитория, и чем больше ваше присутствие в них, тем больше ваша целевая аудитория.

5. Снимите видео

Не все сервисы по краудфандингу особо подчеркивают важность этой детали, но факт остается фактом – ваша кампания несомненно будет идти лучше, если вы снимете обращение к акционерам. И здесь вам тоже придется все подготовить заранее, даже если вы не планируете снять необычное видео. Самое главное в нем – это вы. Убедитесь, что ваши будущие акционеры могут увидеть вас и услышать о проекте, так сказать, из первых уст. Расскажите, на что пойдут их деньги и продайте свою идею на словах (см. пункт 2).

По возможности, включите в видео изображения всего, что касается вашего проекта. Если вы планируете снять фильм, покажите свою камеру, сценарий и актеров. Если же вы придумали новый способ вырезать сердцевину из половинок яблок, продемонстрируйте его – и покажите, где и как будет производиться это кухонное приспособление. В наш век высокотехнологичных гаджетов вы можете снять видео дома и смонтировать его на своем смартфоне – главное, чтобы оно было личное, доброжелательное, информативное и краткое (лучше всего, если вы уложитесь в минуту, худший – если не уложитесь в три).

6. Проведите собственное исследование

Большая часть вашего успеха будет зависеть от вашего понимания ситуации. Загляните на различные краудфандинговые сайты и обратите внимание на самые успешные из завершившихся там проектов. Выясните, что у них общего и убедитесь, что вы делаете то же самое, что и они. Они делали что-то реально крутое? Отлично – скопируйте их метод или адаптируйте его под себя. Потратьте хотя бы один день, «пролистывая» чужие проекты и делая для себя заметки. Затем выберите тот, что вам по душе и сами станьте акционером. Побывайте по ту сторону краудфандингового проекта перед запуском собственной кампании.

7. Обеспечьте обратную связь

До запуска вашего проекта и начала разработки рекламных материалов, вебсайта, объявлений или самого продукта поинтересуйтесь мнением как можно большего количества людей. Возможно, вы откроете для себя что-то новое. Прислушайтесь к конструктивной критике и внесите изменения в свой план на самых ранних этапах, особенно если замечания повторяются по нескольку раз. Старайтесь не принимать критику на свой счет или спорить с людьми (независимо от ваших рассуждений, если что-то им не понравилось, то и другим не понравится – а со всеми ведь не поспоришь). Просто внесите необходимые изменения и двигайтесь дальше.

8. Составьте график мероприятий

Заключительным этапом будет расписание мероприятий после запуска проекта. Не позволяйте своим акционерам скучать, пока идет обратный отсчет – предлагайте им что-нибудь новенькое и интересное каждый день: если вы пишете книгу – цитируйте по паре абзацев, если это продукт – предлагайте образцы. Запланируйте мероприятия – как онлайн, так и оффлайн: пресс-конференции, неформальные встречи в популярных местах, экскурсии на производство или видеотрансляции из студии. Свяжитесь с местными радиостанциями, телеканалами, газетами и журналами и спросите, не желают ли они взять у вас интервью или рассказать о ходе кампании. В наше время СМИ очень любят освещать такие проекты – ведь это необычный и неформальный способ привлечь инвесторов. Разыщите обозревателей, освещающих подобные темы, и убедитесь, что они знают о вашем проекте. По мере продвижения кампании, закидывайте новые «удочки» и добавляйте подарков.

Теперь вы поняли, какой именно зверек этот краудфандинг?

Если вам не что «зацепиться», чтобы ежедневно публиковать новости по проекту, придумайте что-нибудь сами: выкладывайте снимки своей собаки (можно игрушечной) в комбинезоне с логотипом проекта или публикуйте ссылки на сайты, связанные с ним. Краудфандинг – дружелюбный зверек, главное – найти к нему правильный подход.

Адаптация материала Кейти ВанСкой How to Prep for Crowdfunding.

Читайте также:

  • Как выбрать контент-маркетинговое агентство: семь советов бизнесу
  • Как превратить блог в главный инструмент контент-маркетинга
  • Какой видеохостинг выбрать для публикации маркетингового контента
  • kraudfanding-gotovy-li-vy-risknut
    Просмотров: 285 | Добавил: mistimckeeluf | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar